Пресса

10.06.2012

Он благословил фестиваль

Расшифровка текста радиопрограммы  "Он благословил фестиваль", вышедшей в эфире радиостанции "Орфей" 10.06.12 (автор - Николай Рыбинский)

(На  фоне  настройки  оркестра)  Уже  много  лет,  начиная  с  далёкого  детства, когда   вхожу  в  зрительный  зал оперно-балетного  театра  и  слышу  вот  эту  настройку  оркестра, меня  охватывает  чувство  ожидания  чуда. А  было  ли  оно,  это  чудо,  на   25-м Международном  фестивале  классического  балета имени  Нуриева, что  недавно  завершился  в  Казани? Об  этом  вы  узнаете  по  ходу  программы. Здравствуйте! С  вами  Николай  Рыбинский.

В  силу  обстоятельств  я   побывал  не  на  всех спектаклях  фестиваля. Скажу  только,  что  он  открывался   двумя  представлениями  балета  «Спартак»  на  музыку  Арама  Хачатуряна   в  оригинальной  постановке  Георгия  Ковтуна.

Музыка

Хор  и  оркестр  Татарского  академического  театра   оперы  и  балета  п\у  Рената  Салаватова в  балете  «Спартак». Да, во  всей  музыкальной  ткани  спектакля  по  замыслу  его  музыкального  руководителя    Владимира  Рылова  и  хореографа  Георгия  Ковтуна    полноправным  участником  спектакля в  этой  постановки   является  хор  театра (хормейстер -  Любовь  Дразнина). Однако  на  этот  раз  эти  два  спектакля  «Спартака»,  как  и  балеты   «Жизель» и  «Корсар» с  участием  гастролёров  из  Англии,  Нидерландов, России  и  Украины  остались, как   я  уже  сказал, за  чертой  моего  обозрения. Мне  досталась, условно  говоря, вторая,  большая  часть  фестиваля. А  пока  немного  истории…. В  этом  году  фестиваль    отметил своё  25-тилетие. Но только  начиная  с 1993  года  он  носит  имя  Рудольфа  Нуриева. 

Великий  апологет  классического  танца,  этнический  татарин, в  1992  году  был  гостем  фестиваля и  тогда,  уже  начинавшему  дирижировать  балетами,  Нуриеву  предложили продирижировать  балетом  «Щелкунчик». Как  мне  рассказывали  очевидцы,   к    Рудольфу  Нуриеву-дирижёру  артисты  оркестра  отнеслись  тогда,  мягко  говоря,  скептически, но  было   ясно,  что  великий  танцовщик,  буквально  кожей,  чувствовал  состояние  каждого  артиста,  темно-ритмическую  составляющую  всего  спектакля  и    передавал  это  оркестру. Именно  тогда  он,  Нуриев  благословил     фестиваль,  дав  ему  своё  имя. И   вряд ли    Рудольф  Хаметович  согласился  бы  на  это,  если  посчитал    фестиваль в  Казани  сомнительным предприятием. Более  того,  Нуриев   обещал  приехать  ещё  раз, но…  не  успел. С  тех  пор  минуло  ровно  20  лет, а  самому  фестивалю  классического  балета  в  Казани  в  этом  году 25. Конечно,  за  это  время  многие   те  звёзды,  что  были  на  первых  фестивалях,  попрощались  со  сценой. Жизнь  не  стояла  на  месте. За  это  время    в  Казани  танцевали, пожалуй,  почти  все  знаменитости.  На  фестиваль приезжали  не  только   звёздные  солисты,  но и  в  разные  годы  целые  театры  со  своими  спектаклями. Достаточно  назвать,  «Имперский  балет», камерный  балет  «Москва», театр  балета  Бориса  Эйфмана. То  было  время  поиска  концепции  фестиваля. Теперь, как  мне  кажется,  она  уже  найдена. Рос  и  авторитет  фестиваля. Да  и  самой  балетной  труппе  Казанского  театра  есть  что  показать и  нам  зрителям   есть,  на    что  и  на  кого  посмотреть.

Балетная  труппа  академического  театра  оперы  и  балета  столицы  Татарстана   на  сегодняшний  день  - это  особая  труппа.  Прежде  всего,    это   театр-музей образцов  мировой   классической  хореографии  и театр-гастролёр по  Западной  Европе   и,  вместе  с  тем,  театр-гастролёров, коих  не  мало  в  сезоне занято  и  в  текущем  репертуаре.  Это  требует,  прежде  всего,  повышенной  репетиционной  затратности. И  когда  говорят  об  артистической  богеме,  то  это  совсем  не  про  балетных  артистов. А  с  чего  начинается  день   артиста  балета?   Послушайте  репортаж,  который  я  записал,  находясь  на  класс-уроке.

Музыка

Утро,  10  часов, я   нахожусь  в  балетном    зале  театра.    Начался  класс-урок,  который  проводят  концертмейстер  Наталья  Яковлева  и народный  артист  Татарстана,  приглашённый  педагог- репетитор,  многоопытный  Айдар  Ахметов. Здесь  в  зале вся  балетная  труппа  театра,  плюс  звёздные  гастролёры. И во  сколько  бы  не   закончился  накануне  спектакль – в 10  часов  -    к  балетному  станку.  Все  на  равных…. Таковы  законы  балета. А  уже  в  11  начнутся  репетиции  на  сцене,  вечером  спектакль   и  так   ежедневно.

Вскоре балетная труппа  театра  -  уже   на  оркестровой    репетиции, а  вечером  состоялся спектакль  «Лебединое  озеро». Помню,  да  и  не  только  я,   с  каким  ошеломляющим   успехом  на  прошлогоднем  фестивале  в  балете  «Дон Кихот»  в  главных  партиях танцевали  солисты  Нидерландского  королевского  балета  Анна  Цыганкова  и  Мэтью  Голдинг.  В  этом  году устроители Нуриевского  фестиваля   пригласили   эту  пару  на  участие   уже  в  двух, но в  других,  спектаклях - «Лебединое  озеро»  и  «Баядерка». Первый -  «Лебединое  озеро». Конечно,  у  этих  артистов  был  большой успех, но    требования  специалистов  балета  к  исполнительнице  партии  Одетты-Одилии  особые  и,  прежде  всего,  к идеальным  пропорциям  фигуры, к  красоте  линий,   но  у Анны  Цыганковой,  безусловно,  талантливой  балерины,  - это  не  самая  сильная  сторона  её  дарования,  если  мерить  по  гамбургскому  счёту... Забегая  вперёд, скажу,  что  «Лебединое  озеро»  в  итоге,  по  мнению  специалистов  балета   и,   к  сожалению,   получился в  итоге не  лучшим  спектаклем  Нуриевского  фестиваля  по  многим  компонентам. Так  бывает...

Музыка

Вы  слышите  музыку  Фарида  Яруллина  к  балету  «Шурале»…  Он  по  праву  считается  национальным  достоянием. И  не  только  потому,  что это  первый  балет,  сочинённый татарскими  деятелями  искусства -  композитором  Фаридом  Яруллиным,  либреттистом  Ахмедом  Файзи  по  мотивам  одноимённой  сказки  Габдуллы.  Тукая.  Сценическая  история  его  такова….В  сезоне 1940-41  годов  балет  уже  был  в  ближайших  планах    казанского  театра. Но  грянула  Великая  Отечественная  война,  композитора  Яруллина  призвали  в  армию  и  в   43-м   он,   в  возрасте  29-ти  лет, к  сожалению, погиб  на  фронте. Но  в    театре   не  оставляли  идею  постановки   «Шурале» и    уже   в  марте  1945  года  премьера   балета состоялась  в  Казани, в  его  второй  редакции. К  оркестровой партитуре  чудесно  приложили   руки  Фабий  Витачек,  позже Владимир  Власов  и  Владимир  Фере,  а     великий  хореограф  Леонид  Якобсон создал  на  сцене  этот  шедевр. Потом  «Шурале»  поставили  в  Ленинграде  на  сцене  театра  оперы  и  балета  имени  Кирова    в  той  же  хореографии,  через  пять  лет в  Большом  театре.

А  далее  постановки «Шурале»   осуществили  в  десяти  театрах  Советского  Союза, а  так  же  в  Болгарии,  Польше,  Германии. Музыка  балета,  его основная  сюжетная  линия   понятна  в  любой  точке  мира. Доминанта  этой  сказки  -  прославление  превосходства человеческого  разума,  добра    над  силами  зла. По  сюжету  охотник  Былтыр спасает  от  гибели  сказочную  девушку-птицу  Сююмбике, у  которой  злой  волшебник,  леший  Шурале  похитил  крылья. Большое  место  в  балете  занимают колоритные  народно-жанровые  сцены  из  жизни  татарской  деревни. А в  хореографическом  языке  Леонида  Якобсона  есть  то,  что  потом     другие  балетмейстеры  разобрали  на  цитаты,  не  ссылаясь  на   автора. Бог  им  судья!  В  Казани  сейчас спектакль  идёт  в  замечательных  декорациях  художника  Андрея  Кноблока. Этот  спектакль  оставил у  меня  яркое  впечатление.  «Шурале»  сейчас  идёт на  сцене  Мариинского  театра  и  на  партии  Сююмбике  и  Былтыра были  приглашены  солисты    Маринки  Елена  Евсеева    и   Андрей  Ермаков. В  титульной  роли  выступил  молодой  танцовщик  балетной  труппы  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  Олег  Ивенко, уже  ставший в  этом  году  лауреатом  Международного  конкурса  «Арабеск».  Да  и  остальные  актёры   были     хороши.    Я  думаю,  что  далеко  не  все  в  аудитории радио  «Орфей»    знают  музыку  Фарида  Яруллина  к  балету  «Шурале» И у  нас  есть  хороший  повод    немного  её  послушать.

Музыка

Фрагмент  музыки  Фарида  Яруллина  к  балету  «Шурале»  прозвучал в  исполнении  оркестра  Татарского  академического  театра  оперы  и  балета  п\у  Владимира  Михайловича  Васильева. Запись со  спектакля 21  мая 2012  года.  Обязательно  надо  сказать,  что  именно,  на  этом  спектакле «Шурале» в  зале  было  много  родителей  с  детьми.  А  это  значит,  что   и  21-м  веке театр  оперы  и  балета столицы  Татарстана  не  останется  без  зрителей.  Напомню,  вы  слушаете  обозрение  по  спектаклям 25-го  Международного  фестиваля  классического  балета,   носящего  имя  великого  танцовщика  Рудольфа  Нуриева.  Фестиваль  недавно  завершился в  Казани. С  вами  Николай  Рыбинский.

Организация  первых   таких  фестивалей    в   Казани  давались    не  просто,  но,  слава  Богу, директору  театра  Рауфалю  Мухаметзянову  и  худруку    балетной  труппы  Владимиру  Яковлеву встретились люди,  помогавшие  его становлению. И  первая в  этом  списке  Наталья  Михайловна  Садовская  - представительница  славной актёрской    династии  Малого  театра. Но  свою  жизнь  Наталья  Михайловна связала  с  балетом -  балетом  Большого  театра. Оставив    сцену,   она  стала балетным  критиком, организатором  фестивалей,  но  более  всего  -  Нуриевского, в  Казани,  вкладывая в  него    всю  душу и  сердце. А  приезду   звёзд  балета  мы    обязаны, в  том  числе,  и ей,   Садовской. Вот так  десятки  лет. Поэтому совсем  не  случайно в  дни  прошлогоднего  Нуриевского  фестиваля Наталья Михайловна   была  удостоена  почётного  звания   заслуженного  деятеля  искусств   Татарстана.

На   этот, 25-й  Международный  фестиваль  классического  балета  имени  Нуриева  приехало почти  30  звёздных  артистов  из  Австрии,  Англии,  Германии,  Кубы, Нидерландов,  Украины.  И, конечно,   были звёзды  Большого  и  Мариинского  театров.   Как  говориться,  спасибо, что  приехали! Но  меня    больше  всё- таки     интересовала,  собственно,  труппа  казанского  театра. И  хотелось  бы  узнать  о  ней  профессиональное  мнение  Натальи  Михайловны  Садовской.

Интервью

Вы  слышали,  как  высоко  оценила  Наталья Садовская балетную  труппу  казанского театра. Но  каждый  раз  после    очередного  фестивального  спектакля, как  бы  успешно  он  не  завершился,  Наталья  Михайловна  устраивала   нелицеприятный,  но  справедливый, так  сказать,  «разбор  полётов»,   безусловно,  идущий  на   пользу  не  только  фестивалю,  но  и  театру.

В    Казани,  в  дни  проведений    Нуриевского  фестиваля,  впрочем,  как  и  оперного  имени  Шаляпина,  есть  такая  традиция  - вступительное  слово,  вводящее  нас  в  атмосферу  того  или  иного  спектакля. Кто-то  считает  это  анахронизмом, и  я  было  уже  склонялся  к  этому. Но    если  это  делают      квалифицированно, дозировано  и  в  доверительной  манере,  как  на  этом  Нуриевском  фестивале  театровед, профессор  Сергей  Коробков,  то  я  обеими  руками   голосую     за  такое  вступительное  слово, как,  например,  это  было  перед  спектаклем    «Дон  Кихот».

Фрагмент

В  фестивальном «Дон  Кихоте»  в  главных  партиях  выступили  4  гастролёра - Китри  и  Базиля  танцевали    солисты  Большого  театра  Кристина  Кретова  и  Михаил  Лабухин,   Уличная  танцовщица  и  Эспада -   солисты  Московского  музыкального  театра  имени  Станиславского  и  Немировича - Данченко  Георги  Смилевски и  Анастасия  Першенкова.  Вы  уже  знаете,  что  в  казанском  театре, в  с  отличие  от  Большого  и  Маринки   -  балетная труппа  компактна, в  ней чуть  больше 60-ти  артистов и   приходится  танцевать  всё. А  балет  «Дон  Кихот» -  испытание,  особенно  для  кордебалета, которое  они с  честью, и  на  этот  раз,  выдержали. А   упомянутая   четвёрка солистов- гастролёров, показали высочайший  класс  и  не  только  танцовщиков,  но  и  замечательных  артистов. И в  этом  плане я  бы  особо отметил   Анастасию  Першенкову. Венчает  балет  «Дон  Кихот», как  известно,  знаменитое  Гранд-па. Вот  моя  документальная  запись  из  зала  во  время  спектакля и  вы  сейчас  слышите  по  аплодисментам, как  принимали артистов  искушённая   публика  Казани.

Музыка

После    долгого  перерыва на  фестивале  представили  балет   «Анюта» на  музыку  Валерия  Гаврилина  в  постановке  Владимира  Васильева. И  можно  считать  этот  спектакль  премьерой, потому  что    большинство  артистов  казанского  театра,  что  участвовали  в  первой  постановки  этого  спектакля, такие  как, Ирина  Хакимова, Владимир  Яковлев, Виталий  Бортяков  уже  оставили  сцену. В  недавнем  возобновлении  спектакля  уже  участвовало    новое   поколение  казанской  труппы –  Юлия  Позднякова, Александра  Суродеева, Михаил  Тимаев, Руслан  Савденов.  В  этом  произведении, в  балете  «Анюта»  многое    необычно,  начиная  с  того,   что     изумительный  композитор  Валерий  Александрович  Гаврилин   как такового  балета  «Анюта»  не  сочинял. Всё  началось  с  петербургского  режиссёра  Александра  Белинского.   Он  услышал  несколько    оркестровых  сочинений   Гаврилина  и понял,  что  эта  пронзительная,  щемящая  душу  музыка  Гаврилина -  музыка  будущего  балета,  именно,  на  чеховский  сюжет, его  рассказ  «Анна  на  шее». Потом появилась   драматургия  балета,  ещё  позже –    музыкальная  редакция и  партитура,  которую  создал  дирижёр  Станислав  Горковенко. Вот  здесь   и    сыграло  предвидение  и  настойчивость Белинского, когда он  обратился  к  Владимиру  Васильеву и  Екатерине   Максимовой,  чтобы  совместными  усилиями  снять     телевизионный    фильм-балет  «Анюта». То  было  абсолютно точное  попадание  по  всем  составляющим. И  этот  фильм-балет  мы  впервые  увидели  в 1982  году. А    сценическое  воплощение, если  не  ошибаюсь, состоялась в  январе  1986  года  в  Неаполе в  театре  Сан-Карло и  в  том  же  сезоне   в  Большом  театре.

В  Казани  свет  рампы  балет  «Анюта»  увидел в  2001  году всё  в  той  же  сценографии   Беллы  Маневич  в  хореографии и с  участием  Владимира  Васильева  в  партии  Петра  Леонтьевича. И  вот  на  25-м  нуриевском  фестивале  снова  балет  «Анюта». В титульной  партии  -   балерина  Большого  театра  Кристина  Кретова.  Скажу,  что  Кристина  на  сцене  своего  театра   пока ещё  не  станцевала  Анюту, а    в  Казани  для  неё  была  премьера и  она  вполне  удалась. Замечательным    Петром  Леонтьевичем  был  солист  Большого  театра   Егор  Симачёв,  трогательным и  искренним    в  партии  Студента  и  тоже  солист  Большого  театра  показался  многим  Иван  Алексеев. Но  меня  лично  просто  покорил, но  на  этот    раз в  партии  Модеста   Алексеевича,  казанский  танцовщик  Руслан  Савденов. Ему    подвластно  на  сцене, как  мне  кажется,  всё -  от  фарса  до  гротеска -  он  артист   божьей  милостью. А в  целом  артисты в  тот  вечер   сделали  всё,  чтобы  их   ещё  долго  публика  после  спектакля  не  отпускала  со  сцены. И  мы  на  несколько  минут  останемся   с  музыкой  Гаврилина  к  балету  «Анюта». 

Музыка

Думаю, что  в  нашей   просвещённой  аудитории  эту  музыку  Валерия  Гаврилина  узнали. Я  уже  говорил с  моими  собеседниками об  очень    сильной   мужской  группе  солистов  балета  казанского  театра. С  одним  из  них  мне  удалось  познакомиться  лично - это Михаил Тимаев, блеснувший в  балете  на  музыку  Минкуса  «Баядерка». Это  был  последний  спектакль 25-го  Международного  фестиваля  классического  балета  имени  Нуриева.   Интерес  публики, а  зал  театра  все   вечера  был  заполнен  до  отказа, конечно,  подогревался  участием в  спектакле  уже  полюбившимся  казанскому  зрителю  солистам  Нидерландского  королевского  балета  Анны  Цыганковой  и  Мэтью  Голдинга. В  своих  ожиданиях  мы    никто  не  ошиблись. Всё  было  на  месте -  техника,  образы,  да    сам  спектакль  невероятно  красивый,  как,  впрочем,  и  все  балетные  спектакли   казанского   театра.

Когда-то  Рудольф  Нуриев сказал,  что в  балете  главной  звездой  должен  быть  кордебалет. И  с  этим  не  поспоришь. Особенно,  как  в  нашем  случае,   в «Баядерке»    в сцене  «Тени».   Кордебалет  казанского  театра в  этом  спектакле, да  не  обидятся  на  меня  солисты,  был  звездой  номер  один.   Завершался 25-й  Нуриевский  фестиваль  двумя  гала-концертами, но  они  остались  за  пределами  моего  обозрения. Уезжая  из  Казани,  я   всё -  таки  заглянул  в  театр  на  репетицию  гала-концерта  и  увидел  номер, поставленный  для  учащихся  всех  классов  казанского  хореографического  училища,  чего  ранее,  по-моему,  на  гала-концертах   не  было, и  я  подумал:  «Вот  оно  - будущее  балета  Татарстана. И  оно  светлое!»

Возможно,  я  в  своём  рассказе  о 25-м Международном  фестивале  классического  балета  имени  Нуриева   о  чём-то и не  сказал. Но  я  обязательно  должен   не  забыть  поблагодарить  руководство  театра  оперы  и  балета  столицы  Татарстана  за  содействие в  моей  командировки в  Казань, а   себе  и   нашим  слушателям хочу  пожелать  новых  приятных  встреч  на  фестивалях,  конкурсах  и  премьерах! Ваш  Николай  Рыбинский.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля