Пресса
Диана Вишнева: «Президент Татарстана помог мне узнать о предках»
Автор: Татьяна МамаеваСМИ: "Бизнес-Онлайн"
СУПЕРЗВЕЗДА МИРОВОГО БАЛЕТА РАССКАЗАЛА ГАЗЕТЕ «БИЗНЕС ONLINE», ЧТО ХОТЕЛА В ДЕТСТВЕ, ЧТОБЫ ЕЕ ЗАПИСАЛИ ТАТАРКОЙ
Вчера в Казани начался фестиваль балерины Дианы Вишневой. Накануне этуаль дала эксклюзивное интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online», в котором рассказала о финансовых трудностях в проведении фестиваля, о соперничестве между балеринами и о бюджетах ведущих театров мира.
«ПРЕЗИДЕНТ МНЕ ЧЕСТНО ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО НЕ ОЧЕНЬ РАЗБИРАЕТСЯ В БАЛЕТЕ, НО ПОДДЕРЖАЛ МЕНЯ»
- Диана, на пресс-конференции в оперном театре вы сказали, что для того, чтобы приехать в Казань, вам надо было пригласить на ваш спектакль президента РТ Рустама Минниханова. Разве без него вас в нашем театре бы не приняли?
- Все упиралось в финансовую составляющую. Одно дело, если бы я просто приехала для участия в идущем уже спектакле, ну взяла бы с собой партнера. Я же хотела приехать с фестивалем. Театру это было не осилить. Да мне и не хотелось ехать в Казань, чтобы просто показаться в спектакле. Хотелось сделать что-то необычное. Рустам Нургалиевич сказал, что надо делать фестиваль быстрее. Это было трудно, у меня график расписан, но мы смогли, мы сделали.
- Ваши татарские корни, вы о них давно знали?
- Я знала, что прадедушка был муллой, но я ничего не знала о своих предках до него. Оказалось, что у нас в роду была преемственность, было много мулл. Когда я об этом рассказала Рустаму Нургалиевичу, он сказал: «Как же так? Давайте найдем ваших предков». Так появилось генеологическое древо.
- Какое впечатление произвел на вас наш президент?
- Мне кажется, он очень добрый человек, открытый. Он честно признался, что не очень разбирается в балете, но поддержал меня в том, что мне хотелось приехать в Казань не просто как балерине, а как человеку, у которого татарские, казанские корни. Не балерина Диана Вишнева приехала на гастроли – человек попал на свою историческую родину.
«ПО КРОВИ Я СЕБЯ ОЩУЩАЮ ТАТАРКОЙ»
- Диана, вы – полукровка. Кем вы себя считаете: русской или татаркой?
- В шестнадцать лет, когда мне надо было получать паспорт, я хотела, чтобы меня записали татаркой. Я, к сожалению, не говорю по-татарски, но по крови я себя именно татаркой ощущаю.
- К какой конфессии вы принадлежите?
- Я - православная, в свое время я сама пошла в церковь и окрестилась. Я – верующий человек. Я живу в Петербурге, если бы жила в Казани, возможно, приняла бы другое решение. Я не общалась с бабушкой, не было возможности. Если бы я с ней выросла, наверное, она привила бы мне веру. Но я татарка, в моих жилах течет татарская кровь, и она очень многое диктует. Наверное, от этого моя эмоциональность. Но я рада, что я – полукровка. От папы у меня степенность, славянское терпение. Мне кажется, это хорошее сочетание.
«ТАНЦЕВАТЬ В «ШУРАЛЕ» МНЕ УЖЕ НЕИНТЕРЕСНО»
- В репертуаре Мариинского театра есть балет Яруллина «Шурале». Вы не заняты в этом спектакле?
- «Шурале» у нас идет года два и так бывает, что есть спектакли, которые ты перерастаешь, они становятся тебе не так интересны. У балерины есть определенный внутренний психологический рост, готовность к определенным ролям. Очень долго «Шурале» шел на сцену Мариинского театра, очень долго о нем говорили и его связывали со мной, я должна была в нем танцевать. Но когда уже танцуешь Татьяну Ларину, «Даму с камелиями»… Я могла станцевать в «Шурале», но я не была бы в этом искренней.
- Вы – солистка Мариинского театра и Американского балета. Как к этой ситуации относится Валерий Гергиев, я знаю, что он достаточно ревнив по отношению к своим артистам.
- Были года, когда он очень обижался, что я мало танцую в Мариинке. К своему ужасу я танцевала два-три спектакля в год! Правда, я всегда ездила с театром на гастроли. До Америки я еще танцевала в Берлинской Штаатсопере, перетанцевала там весь репертуар, и сейчас у меня нет такого интереса к этому театру. В Мариинском театре мне не хватало новых ролей, новых образов, за несколько лет я освоила весь классический репертуар. Мне хотелось двигаться дальше, больше развиваться. Система иногда давит, но это нормально, это бывает в каждом театре. А артисту все-таки нужна определенная свобода, ему надо дать высказаться.
«В АМЕРИКЕ ТАНЦУЮТ СПЕКТАКЛЬ ПРО НАШ КОЛХОЗ»
- Есть ли принципиальная разница в состоянии балета в России и в Америке?
- Это просто разные планеты! В России история балета идет с восемнадцатого века, в Америке он начался в прошлом веке. Но они там, например, танцуют наш русский балет «Светлый ручей» Ратманского, понимают что-то в наших колхозах-совхозах. У них отлично получается! Артистам главное понять ситуацию на интуитивном уровне.
- Где больше вкладывают в балет - в Европе или в Америке?
- В Америке с балетом не просто, субсидии идут не от государства, а от частных лиц. Деньги очень трудно собирать, особенно в период кризисов, когда люди считают деньги, и реже ходят в театр. Что касается Европы, то, например, у Гранд Опера огромный бюджет, они могут позволить себе очень многое. В России же за счет президентских грантов ситуация в балете улучшилась. Но детей в балетные школы стало поступать меньше, бывает даже недобор. Когда я пришла в балетную школу, нас было девяносто человек на место. Это говорит о многом.
«Я НИКОГДА НЕ СТОЯЛА В ОЧЕРЕДИ ЗА ПАРТИЕЙ»
- Вас устраивает ваше положение в Мариинском театре? Нет соперничества между вами и Ульяной Лопаткиной?
- Конкуренция, соперничество должны быть в любом театре, но они должны быть здоровым, и в этом тоже задача для театра. Тот или иной артист должен чувствовать себя комфортно в театре, чувствовать внимание, нельзя допускать серьезные интриги. Хотя это трудно. Балерины нашего поколения – я, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, которая не выдержала конкуренции и ушла в Большой театр. У нас никогда не было никаких «историй». Мне повезло: я никогда не стояла в очереди и не ждала партию. У меня всегда была свобода выбора.
- А как у вас появилась свобода выбора? Это позиция Гергиева или Господь управил?
- И то, и другое. После работы в Германии у меня сразу же появилось предложение от американцев. Я спросила Гергиева, как он к этому отнесется, он сказал: «Да». Он понимает, что жизнь коротка, я уже много отдала нашему театру того, что в меня вложила моя питерская балетная школа. Я заслужила эту свободу.
« Я ПОСТАРАЮСЬ ЧАСТО ПРИЕЗЖАТЬ В КАЗАНЬ»
- Вы станцевали все, что вам хочется?
- Да, наверное, все.
- Диана, вам удалось сняться в кино у самого Рустама Хамдамова. Что это был за фильм?
- Лента называлась «Бриллианты». Хотя первоначальное название – «Похищение чужого». Название поменяли для венецианского фестиваля. Это фильм о черном и белом, о параллельных мирах. Каждый увидит в нем свое. Как всегда у гениального Хамдамова.
- Мы часто будем видеть вас в Казани?
- Я надеюсь, что да.