Пресса

31.07.2011

Истинность высокой простоты

Автор: Маргарита Файзулаева
СМИ: "Страстной бульвар" № 1-141/2011

Полюбившаяся зрителям в конце 80-х годов «Анюта» в хореографии Владимира Васильева вновь вернулась - на казанскую сцену. Этой премьерой завершился 72-й театральный сезон Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля. Получился зрелищный захватывающий спектакль о типичных жизненных ситуациях и глубоких противоречивых чувствах чеховских персонажей. На сцене развертывается трогательная, щемящая история героини рассказа «Анна на шее». Балет прекрасен музыкой Валерия Гаврилина, которая отличается истинностью высокой простоты и ощущением аромата чеховской эпохи. Как говорил сам композитор, Чехов - его любимый писатель. «Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - все это мне хотелось отразить в музыке», - приводил высказывание композитора музыковед Н.Салнис.

Мягкий лиризм, изящество и подлинную мелодическую красоту излучает гаврилинский вальс (нередко называемый чеховским вальсом), которому отводится главная роль в сюжетной и музыкальной драматургии балета с апофеозом в 10-й картине II действия в сцене Рождественского бала в Дворянском собрании.

Классическая и в то же время современная по стилю хореография Владимира Васильева по прошествии почти трех десятилетий не утратила своей свежести и оригинальности. Пластику гениального танцовщика и хореографа достойно воссоздал его ученик Кирилл Шморгонер (ассистент балетмейстера), по-своему и не менее изобретательно выстроивший ключевые сцены.

«Анюту» называют одним из лучших балетов ХХ столетия, жанр которого К.Шморгонер определяет как неодрамбалет с характерной современной пластикой и непредсказуемой полистилистикой в хореографическом языке.

По высказыванию казанского балетного критика В.Н.Горшкова, «здесь все как во МХАТе, в котором действует принцип: на сцене как в жизни, условность в театре переплетается с реальностью». Зрителям очень нравится этот балет, они с упоением наблюдают за жизнью чеховских героев.

«Анюта» органична во всех своих проявлениях и художественных элементах: в музыке, либретто, хореографии, художественном оформлении (сценография Беллы Маневич, художник по восстановлению В.Самохин) и световой композиции (С.Шевченко, Большой театр России). А главная роскошь балета - замечательный исполнительский состав: солисты балета и кордебалет театра.

Известно, что главная роль создавалась В.Васильевым специально для непревзойденной балерины ХХ столетия Екатерины Максимовой. Мы хорошо помним ее в постановке 1988 года. И все же Юлия Позднякова очаровала зрителя своим трепетным, одухотворенным прочтением. Александра Суродеева и Ольга Алексеева также внесли неповторимые штрихи и исполнительский блеск в сложную в техническом и драматическом плане титульную партию. Исполнители мужских партий продемонстрировали исполнительское мастерство, художественный вкус и подлинное проникновение в характеры изображаемых героев.

Высоким исполнительским статусом мужской группы солистов восхищаются все балетмейстеры, приступающие к постановкам в казанском театре. Звездной ролью в творческой биографии лауреата международных конкурсов Руслана Савденова стала партия преуспевающего чиновника Модеста Алексеевича. Казалось, что все оригинальные исполнительские возможности современного балета сфокусированы им в данной роли, которая стала уникальной и неповторимой в «Анюте».

Пронзительная трагичная тональность высветилась в исполнении партии Петра Леонтьевича Дмитрием Строителевым. По-гусарски лихо, броско и эффектно преподнес образ Артынова Антон Полодюк. Четыре премьерных вечера представляли новые составы солистов.

Тонкий, чуткий музыкант, главный дирижер оперного театра Ренат Салаватов на едином дыхании провел балетный спектакль, состоящий из 15 контрастных картин, не нарушив атмосферы чеховской эпохи, удивительной красоты и изящества гаврилинской музыки.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля