Пресса

05.07.2011

"Ваш оперный театр - это национальное достояние республики"

Лишь недавно утихли аплодисменты Нуриевского фестиваля - и вновь в театре оперы и балета имени М. Джалиля ни одного свободного места: публика стоя скандирует, приветствуя возвращение любимого всеми балета "Анюта".

Биография спектакля далека от стандарта. Композитор Валерий Гаврилин вовсе и не помышлял о балете, более того - противился музыкальному контакту с Терпсихорой. Но авторы сценария Александр Белинский и танцовщик-хореограф  Владимир Васильев, задумав сначала телебалет "Анюта" по рассказу Чехова "Анна на шее", услышали в отдельных сочинениях композитора такие за душу берущие чеховские интонации и мелодии сердца, такую характеристичность образов и атмосферу русского провинциального городка, что Гаврилин в итоге "сдался", и на свет появилась "Анюта".

Необычно и то, что сценическая версия самого русского балета начала свой путь в Неаполе, лишь затем - Москва и далее везде… Множество театров включили "Анюту" в свой репертуар, и до сей поры премьеры этого шедевра возникают то в одном, то в другом театральном городе. "Анюта" - долгожитель, на сцене уже четверть века.
Честь казанскому театру, что при многообразии балетной афиши за рекордно краткий срок при усердии руководства театра, оркестра, мастерских, репетиторов, детишек из хореографического училища и, конечно, всей балетной труппы был после длительного перерыва возобновлен этот сложнейший спектакль. Нет, он труден не техникой танца, но свойственным Чехову и музыке Гаврилина психологическим подтекстом. Это спектакль, в котором реализм и поэтичность хореографических образов сочетаются с юмором, сатирой, пластическим гротеском, лексической гиперболой.

На сцене - сама жизнь - искренняя, душевная, горькая и печальная. В том ценность произведения.

"Нет маленьких ролей…" - известное изречение может стать эпиграфом к "Анюте". Герои и персонажи второго плана, пантомимные эпизоды и участники массовых сцен - всё в этом балете значимо. Все художественные компоненты составляют единый сплав жизненных зарисовок большого театрального полотна.

Труппа под руководством Владимира Яковлева подготовила несколько актерских составов. Спектакль 28 июня стал истинным событием: на нем присутствовал автор балета, великий артист Владимир Васильев. Можно представить волнение буквально всего творческого коллектива. Балет, получив одобрение знаменитого гостя, состоялся. Образы классической литературы, логика драматургии балетного спектакля не приемлют формализма, поверхностности и схематизма актерского прочтения. "Умница", - сказал Васильев Александре Суродеевой-Анюте. Чисто классическую танцовщицу природа одарила красотой ног и дивной стопой, что для балерины является таким же профессиональным козырем, как для певицы бельканто. Эти красноречивые "стопочки" сверкали на балу в тарантелле, после шампанского казались вальяжно вялыми, вовсю красовались в пленительном дуэте со Студентом. Но этот дар - только лишь достойная оболочка. Суродеева убедила старанием проникнуть в суть роли, где кладезь, тайна актерских высказываний неисчерпаема. Балериной найдено немало интересных красок, тончайших нюансов в сложной диалектике роли, где горькой участи бедной девушки Анюта, забыв "всё и вся", предпочитает богатство, дурманный вихрь поклонников, мнимое благополучие с ненавистным мужем Модестом.

Роль Модеста - победа классического премьера театра Руслана Савденова. Вот так новость, сюрприз! Смешон этот в возрасте, некрасивый, лысый, с пухлым животом человечек, для которого не существует никаких моральных устоев. Он - сгусток тщеславия, раболепия и нарочитой гордости. Цель жизни - любыми средствами заполучить орден Святой Анны. Савденов неузнаваем. Не лицо - маска, тупое обличие, на котором порой мелькает не улыбка - язвительный оскал. С блеском, графически четко выписана артистом самобытность танцевального текста: вибрирующие телодвижения, порхающие прыжочки "а-ля ангелочек" сменяет ползуче-тягучая пластика, и несутся потом по кругу быстро-быстро семенящие пробежки.
Гром оваций!

Более скупыми средствами (отсюда и трудно досягаемыми) создан образ отца Анюты. Похоронив любимую жену, он сник, этот добрый, обремененный детьми, растерянный человек. Потянулся к рюмочке. Взгляд, походка, ракурс фигуры, поворот головы - скромные ресурсы роли. Аскетизм выразительных задач был лишь однажды нарушен на балу, когда Петр Леонтьевич, радуясь светскому успеху своей Анюты, подвипивши, пустился в пляс. Артист Дмитрий Строителев, в принципе, на верном пути, хотя в танце пока еще не переступил барьер молодости. Да разве за два выступления контраст перевоплощения возможен?

Роль Его Сиятельства еще более сжата в пластическом рисунке: манекенное величественное вышагивание, туманный взгляд на своих подчиненных, на челе чуть заметное просветление в сценах с Анютой, разом ставшей предметом его воздыхания, - отличная работа Кахабера Андриадзе. Зато в образе Артынова всё ясно и просто: дамский угодник, лидер в свите обожателей Анны, хорош, эффектен, в исполнении Антона Полодюка - этакий самоуверенный щеголь, завоевавший сердце Анюты с первого взгляда. А бедный Студент? Как все ведущие партии у Михаила Тимаева - душой открытые, искренние и привлекательные. Более того, Тимаев в другом составе исполняет Модеста. Тоже неожиданность. Мудро поступил Яковлев, дав возможность одному и тому же артисту попробовать себя в разных по стилю партиях. Артем Белов (Артынов, Модест), Ольга Алексеева (Анюта, Рыжая), Максим Поцелуйко (Артынов, Студент)... Артисты подготовились на славу, включая прекрасную эмоциональную сценическую жизнь кордебалета. Оркестр под управлением Рената Салаватова также был вдохновлен музыкой Гаврилина, играл слаженно, выразительно.

Однако этот спектакль, как дорогое ароматное вино, должен отстояться. Тогда, надеюсь, будут заменены не все удачные костюмы (цыганок, Анюты), домыслят своих персонажей и целый ряд исполнителей. В финале после закрытия занавеса на сцене в окружении труппы, жадно внимающей дельным замечаниям и добрым пожеланиям мастера, Васильев, весьма довольный своим детищем в исполнении казанских артистов, сказал вещую фразу: "Ваш оперный театр - это национальное достояние республики". Он прав.

Наталия САДОВСКАЯ, балетовед (Москва)
"Вечерняя Казань" от 5.07.2011
Источник: http://www.evening-kazan.ru/vash-opernyy-teatr-eto-natsionalnoe-dostoyanie-respubliki.html

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля