Пресса

07.06.2011

От «Спартака» до «Баядерки» (На ХХIV фестивале классического балета им. Рудольфа Нуриева)

Журнал «Элита Татарстана», традиционно освещающий яркие театральные события нашей республики, на этот раз предлагает читателю рецензию балетного критика, профессора, декана факультета хореографического искусства Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженного деятеля искусств РТ, заслуженного работника культуры России Владимира ГОРШКОВА. Профессиональный взгляд отличается от любительского, но тем и интересен.

Фотогалерея

Фестиваль классического балета проводится на казанской сцене с 1987 года, вначале как всероссийский. В 1992 году он получает статус международного, а с 1993 года - имя Рудольфа Нуриева. Из-за реконструкции театра в 2004 году фестиваль проходил на сцене Большого русского драматического театра им. В.Качалова, а в 2005 году вовсе не проводился. Но вот предъюбилейный XXIV. Каким он был?

XXIV фестиваль балета им. Рудольфа Нуриева открылся 16 мая балетом «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Казанскому зрителю этот балет нравится. И это несмотря на ряд «но». Во-первых, сюжет отличается от известной всем легенды, а во-вторых, идея общей свободы и борьба за нее уступила в нашем случае место борьбе за личную независимость, власть и женщину. В действительности, балет ставился под названием «Гладиатор», но родственники композитора Арама Хачатуряна заметили, что автор такого балета не писал. Пришлось название «Спартак» оставить.

Автор хореографии Георгий Ковтун (он же и автор либретто) – известный балетмейстер и режиссер у нас в Казани. Кроме «Спартака» он поставил на татарской сцене еще два балета: «Сказание о Йусуфе» (2001 г., Л.Любовский, Госпремия РФ за 2005 г.) и «Пер Гюнт» (2003 г., Э.Григ), а также четыре оперы. Ковтун обладает необыкновенной фантазией, смело смешивает разные жанровые краски в одном произведении. Его спектакли динамичны и внутренне напряжены, как бы наэлектризованы. Это нравится зрителю. Свой «Спартак» балетмейстер решает в стиле хореографического ампира – помпезно, парадно, как бы выпукло блестяще, особенно сцены с патрициями. В балете почти нет места раздумьям или вопросам, сомнениям или нерешительностям – для героев все предельно ясно, кто и с какой стороны баррикад стоит.

В хореографической партии Ливии балета «Спартак» выступила балерина из Национальной Оперы Бордо (Франция) Оксана Кучерук (впрочем, закончившая Киевское хореографическое училище). Она знакома казанскому зрителю по прошлым фестивалям. Техника танца для Кучерук не представляет никакой трудности, она свободно владеет всем сложным арсеналом классического танца. Она выступает в необычном для себя амплуа отрицательной героини. Это видимо наложило свой отпечаток на исполнение, да еще новые партнеры – чувствовалась некоторая скованность. Но только в первом спектакле – 16 мая. Второй, 17-го, прошел блестяще. Из наших артистов можно отметить Михаила Тимаева (Спартак) и Нурлана Канетова (Красс) – оба выросли до танцовщиков международного класса. Следующий балет «Жизель» танцевал когда-то и Рудольф Нуреев (такова фамилия мастера по паспорту). Причем, газеты тогда писали: «Он взорвал зарубеж своим темпераментом!» И это действительно была главная отличительная черта Нуреева-артиста балета. Ведь у нас в России балетный театр – театр переживаний, театр «нутра», как говорили когда-то великие артисты. На Западе до сих пор исполняют роль или роли несколько отстраненно от образа, поэтому кажется, что они суховаты, несколько ходульны. Так у них принято, так они и танцевали первый акт балета. Жизель – Юргита Дронина (Национальный балет Королевства Нидерланды), и Альберт – Матиас Эйманн (Гранд Опера, Париж). Зато второй – выше всяких похвал. Полная невесомость и эфирность танца Жизель-вилисы. Нежнейшая слитность танца дуэта героев в светописи линий рук и ног, которые уходят, продолжаясь как бы в пространстве.

Исполнитель роли Альберта обладает высоким прыжком с баллоном – зависанием в воздухе. Он выгодно для себя изменил часть своего танца (повисел в воздухе), и хотя это нарушило классический хореографический текст, однако не нарушило сути образа. Зрители наградили Эйманна бурными аплодисментами. Из наших солистов следует отметить замечательное исполнение Артемом Беловым роли лесничего Ганса.

«Дама с камелиями» - произведение, известное даже в качестве балета. Рудольф Нуреев танцевал в балете Фредерика Аштона «Маргарита и Арман», а в Гранд Опера в Париже идет «Дама с камелиями» балетмейстера Джона Ноймайера, теперь вот у нас. Всячески приветствую поиски и усилия по созданию нового балетного репертуара в нашем театре, нельзя же до бесконечности перелицовывать репертуарную афишу классических балетов. Откуда тогда возьмется лучшее новое? Другое дело, что не каждый новый балет может оказаться хорошим, тем не менее, работу в этом направлении вести необходимо. Санкт-Петербургский балетмейстер Александр Полубенцев в целом справился со своей задачей поставить историю страстной любви куртизанки и молодого человека из благородного семейства средствами танца, хотя ему и не удалось избежать ряда бытовизмов, столь нехарактерных для балета. Скажем, сцена в доме у Маргариты, где главные герои раздевают друг друга (!?), или сцена в борделе с явным нажимом на натурализм, также роль нищенки можно было бы выписать четче – ведь это внутреннее «я» Маргариты, ее психологический портрет. В то же время балетмейстеру удались все дуэты Маргариты и Армана, они поставлены с большой выдумкой. Замечателен дуэт Армана Дюваля со своим отцом, дуэт старшего Дюваля с Маргаритой. Они трогательны, в них есть свежесть и оригинальность. Хорошо поставлена сцена пикника Маргариты, Армана, Гастона и Олимпии – с легким юмором, изобретательно, с ощущением «театра в театре», еще ряд сцен. Маргариту танцевала Татьяна Голякова из Киева. Вначале чуть скованно, но ко второму действию «зажим» прошел, думаю, не без помощи великолепных партнеров: Арман - Нурлан Канетов, Гастон – Максим Поцелуйко. И еще интересно исполнил роль отца Армана Денис Исаев. В нем чувствуются актерские способности, чувство позы, жеста, умение видеть себя со стороны.

Балет «Шурале» Фарида Яруллина – великий спектакль для татарской сцены. Начиная с 1945 года, он не сходит с репертуара, выдержал ряд авторских редакций, на нем учились и в нем танцевали выдающиеся мастера татарского балета. На сегодняшний день этот балет иногда идет в Санкт-Петербурге, да еще у нас – обе постановки в редакции балетмейстера Леонида Якобсона – классика советской хореографии. (А ведь в 50-60-е годы ХХ века «Шурале» был одним из самых популярных в СССР.)

Исполнительница роли Сююмбике из Мариинского театра Санкт-Петербурга - Евгения Образцова выписала образ четко, танцевала технично, без каких-либо помарок. Единственное, что можно сказать: у нас принято танцевать чуть мягче, женственнее – согласно нашему представлению о женском национальном характере. Еще из гастролеров можно отметить исполнителей главных Свата и Свахи – Александра Петухова и Ирину Зиброву из Большого театра России. В прошлом году Петухов исполнял роль Санчо Панса из «Дон Кихота». Зрительный зал покатывался со смеху. У него есть такая способность – находить комедийные особинки к любой роли, а затем настолько удачно обрисовывать их, что любо-дорого смотреть. Вот и в своем Свате Петухов неподражаем. То суетится, то - пауза; то piano в пластике, а то forte, но везде яркие и сочные хореографические мазки.

Кульминацией фестиваля стал балет «Дон Кихот» Л.Минкуса. Весь балет - фантастическая энергетика, фонтанирующая мощь танца и молодости. Этот спектакль, по сути, – гимн балетному трюку. Он и поставлен как трюк. Рудольф Нуреев в нем блистал. Здесь сверхсложнейшая балетная техника: большие прыжки, вихревые вращения в воздухе и на полу сцены, рассыпной бисер мелких движений, труднейший пуантовый танец, а также дуэтный. И все это в бешеном темпе и с улыбкой. Такой праздник танца нам подарили Анна Цыганкова (Китри) и Мэтью Голдинг (Базиль) из Национального балета Королевства Нидерланды, Андрей Меркурьев (Эспада) из Большого театра России и Софья Гумерова из Мариинского театра Санкт-Петербурга.

Во время первых прыжковых движений Китри по диагонали сцены (летит в огромном шпагате – задняя нога выше головы – и бьет веером по стопе ноги сзади) была сделана заявка на всю роль. И балерина выдержала головокружительную технику: от выхода к выходу техника танца только нарастала, казалось, что танцовщица ведет свою партию на грани ирреального. В руках Базиля Китри была пушинкой, могла стоять на пальцах (одна, без партнера) несколько секунд – это тоже трюк. Базиль – под стать ей – блистательная техника вращений, особенно партерных, уверенность и широта танца, мужественность исполнения. Эспада – настоящий тореадор, зрительный зал не раз взрывался аплодисментами в его адрес за ощущение силы в танце и одновременно лихой бравурности. Он танцевал не только в музыку, а чуть припаздывая, что создавало ощущение напряженности. Вся же команда танцевала так, словно они каждый день встречались на сцене.

«Баядерка» Л.Минкуса – удивительный спектакль. В нем есть все. Первое действие – пантомима. Идет знакомство зрителей с персонажами, временем, местом. Второе – много разных танцев, массовых и сольных, техничных и не очень, это акт-дивертисмент. И третье – смешанное. Здесь, как говорится, и для души, и для тела. И мир теней, и танец в этом мире. (Кстати, кордебалет в акте «Теней» выходил так чисто и до аллегро танцевал так ровно, что мне на секунду подумалось: «Уж не сижу ли я в Мариинском театре Санкт-Петербурга».)

Исполнители ролей Никии и Солора (Ли Хо Ким и Джун Ён Джэ из Национального балета Кореи, г. Сеул) впервые вышли на сцену в этих партиях. Казалось бы, что можно ожидать? Ан нет. Они очень серьезно отнеслись к своим ролям. Видно было, что они не просто выучили порядок, а «живут» на сцене жизнью своих персонажей. Причем, от сцены к сцене они наращивали свое мастерство. Никия - нежная, женственная, с великолепной техникой, прыжком, огромным шагом – к концу спектакля словно превратилась из скромной храмовой танцовщицы в госпожу. Солор пластически одарен не менее богато, особенно хорошо он исполняет большие прыжки. Характер мужественный, с присутствием героического начала. Нельзя не упомянуть в этом балете исполнителя совсем небольшой, но исключительно сложной хореографической партии Золотого Божка Руслана Савденова. Чувствуется, что на сцене выступил мастер.

…Да, закончился еще один Нуриевский фестиваль, и наш балет уж думает о следующем – ХХV, юбилейном.


Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля