Пресса

27.05.2011

Дополним Пушкина. Казанский "Дон Кихот" - лучшее средство от депрессии

Выпуск: 93-94 от 27 мая 2011 года
Рубрика: Культура
Автор: Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"

Когда-то Пушкин устами одного из своих персонажей советовал так бороться с грустными мыслями: "Откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро". К этому верному списку можно добавить еще один способ: посмотреть балет "Дон Кихот". Он остроумен, как известная комедия Бомарше, и пьянит, как бутылка доброго шампанского. Правда, есть одна оговорка - если балет дается в хорошем исполнении.

…Когда она открутила тридцать два фуэте в третьем триумфальном акте, зрительный зал взорвался аплодисментами. Впрочем, они были далеко не первые на этом фестивальном спектакле - "Дон Кихот" Минкуса в минувшую среду шел на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля, где еще продолжается Нуриевский фестиваль, практически под неумолкающие овации. И Анна Цыганкова в партии Китри вызывала их неоднократно.

По-другому и быть не могло. Нынешний фестиваль идет словно под слова популярной некогда песни - "Все выше, и выше, и выше…". Казалось, что после "Жизели" с божественными Юргитой Дрониной из Национального балета Нидерландов и ее партнера - этуаля Гранд-Опера Матиаса Эйманна лучше пары уже и не будет, но нет! Совсем иные - сравнивать их было бы некорректно - Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг из Национального балета Нидерландов, неподражаемые Китри и Базиль, в течение всего спектакля держали зал в какой-то радостной ажитации. Они, словно в омут головой, бросались в приключения своих персонажей, они импровизировали, исполняя при этом сложнейшие движения, они были молоды и бесшабашно счастливы. И этот настрой, который делает спектакль не просто спектаклем, а явлением, праздником, радостным событием, был заслугой всех участников фестивального "Дон Кихота".

Спектакль "пошел" буквально с первых секунд. Уморительно смешные Дон Кихот и Санчо Панса - Кахабер Андриадзе из казанской труппы и солист Большого театра Александр Петухов задали тон. Оба они - танцовщики с хорошим вкусом, никогда не переходят границ, не комикуют, но при этом могут рассмешить публику. Андриадзе, на мой взгляд, артист чрезвычайно любопытный - он необычайно пластичен, выразителен и обладает отменным чувством юмора, что заметно во многих его работах. Ну а с выходом Китри и Базиля от сцены было невозможно оторвать глаз, так заразительны и изящны были молодые актеры. Анна Цыганкова, некогда танцевавшая в Большом театре, сейчас служащая сразу в двух театрах - в Будапеште и Амстердаме, немного опровергла привычную трактовку образа Китри. Ее героиня не совсем "девушка с характером", как это было бы привычнее видеть. Она скорее очаровательная проказница. Ей доставляет удовольствие разыгрывать людей, подшучивать над всеми, включая Базиля. А Базиль - Мэтью Голдинг, канадец, живущий в Амстердаме, так и излучает флюиды оптимизма и доброты. Кстати, артист начал учиться балету достаточно поздно, в 14 лет, до этого, подобно многим его землякам, занимался хоккеем. Мэтью идеально сложен, наблюдать его прыжки и пируэты - эстетическое удовольствие. В Цыганковой и Голдинге есть "парность", они великолепно чувствуют друг друга.

И Анна Цыганова, и ее партнер - дебютанты Нуриевского фестиваля, но есть большая надежда, что они продолжат сотрудничество с казанским театром и мы сможем наслаждаться их танцем и в других партиях.

В "Дон Кихоте" важны не только главные персонажи. Вроде бы вставные номера - цыганский танец или болеро, танец с гитарой, но, не будь их, балет растеряет половину своей прелести. В фестивальном спектакле исполнители этих фрагментов ни на секунду не выпали из общей приподнятой атмосферы спектакля. Успеху спектакля помогла и великолепная работа оркестра театра, который в этот вечер был подвластен маэстро Виталию Куценко.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля