Пресса

25.05.2011

Лебединая верность

Выпуск: 91(3528) от 25 мая 2011 года
Рубрика: Культура
Автор: Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"

"Лебединое озеро" Чайковского непременно должно украшать афишу каждого уважающего себя театра. Оно - как "Евгений Онегин" в программе школы. Но как трудно заставить классику быть живой и актуальной.

"Лебединое озеро" на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля идет в академической хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Этот вариант и увидели зрители Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева в минувший понедельник. И слава Богу! Истории про транссексуалов-лебедей, которые ныне в моде, смотреть как-то не хотелось.

Да, наш театр верен классике, и об этом можно говорить с гордостью. Не каждый коллектив может позволить себе не идти на поводу у публики, не искать "информационных поводов", чтобы попиариться тем или иным громким "проектом", когда об искусстве напрочь забывается. И не стоит кивать на продвинутую Европу, где, как нам ошибочно кажется, все все давно уже переиначили. Автору этих строк довелось быть с театром на его европейских гастролях и видеть, как при аншлагах в огромных залах шло то же "Лебединое озеро" в хореографии классиков балета и видевшая виды европейская публика по полчаса аплодировал стоя, не отпуская татарстанский балет.

Фестивальный спектакль, главные партии в котором исполнили Анна Никулина из Большого театра, Александр Стоянов из Национальной оперы Украины и наши солисты Нурлан Канетов и Руслан Савденов, так же не оставил публику равнодушной. Изысканная сказка про мечту, которая может вспорхнуть и улететь, про искушения, которые встречают человека на пути к этой мечте, что то, что мечта может обрести черты реальности, если очень захотеть этого и смело и бескомпромиссно идти к цели, - все это созвучно сердцам, уставшим от банальностей прозы. Когда белоснежные девушки-лебеди порхают по сцене, искрится озеро на заднике и звучит Чайковский, сиюминутное замирает. Остается безграничная любовь к театру, который на три часа спектакля ввел нас в этот мир, где мы верим в чудо.

Мягкая и лиричная Анна Никулина, ученица великой Екатерины Максимовой, призналась в интервью, что партия Одетты дается ей проще, чем Одиллии. Это было видно - актерские данные Никулиной говорят о том, что она - типичная положительная героиня, в ней нет инфернальности, необходимой для партии Одиллии. У Никулиной безукоризненная выучка, она лаконична в танце, ее сдержанность в партии Одиллии более чем уместна. Зигфрид - Стоянов не стал потрясением. Неплохой танцовщик, техничный, но, увы, не заразительный, статуарный, как написали бы о нем в веке позапрошлом. Потрясал Нурлан Канетов в партии злодея Ротбардта - яркий, харизматичный, дерзкий. Как всегда, был хорош Шут - Руслан Савденов, вот уж кому было не занимать заразительности, что оценили зрители, каждый раз провожая Савденова аплодисментами.

Несмотря на не очень удачного исполнителя партии Зигфрида, можно сказать, что спектакль состоялся и прошел на очень высоком уровне. Тому подтверждение идеально синхронный кордебалет и работа оркестра, который чутко и уверенно вел маэстро Ренат Салаватов. Не говоря уже об остальных исполнителях, что особенно было заметно в третьем акте, состоящем практически из самостоятельных фрагментов.

Что до Рудольфа Нуриева, чье имя носит наш фестиваль, то партия Зигфрида была одной из лучших в его репертуаре. Он исполнял ее на тех знаменитых гастролях Кировского театра в Париже, когда вдруг неожиданно совершил в аэропорту свой "прыжок к свободе" - подбежал к полицейскому и сказал, что хочет остаться. Но, пожалуй, самым знаменитым "Лебединым озером" в его биографии стал поставленный им в Вене спектакль. Его партнершей, естественно, была Марго Фонтейн. После того как закрылся занавес, венцы вызывали их 87 раз. Этот рекорд пока никто не смог повторить.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля