Пресса

01.06.2015

Балетное притяжение Казани

Автор: Людмила Лаврова
СМИ: Журнал "Интеллигент" №6, 2015

Когда двадцать семь лет назад – фактически в другой стране и в другой эпохе – директор Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань) Рауфаль Мухаметзянов впервые в России организовал и провёл фестиваль классического балета, он, наверное, и сам не думал, что со временем этот форум, превратившийся в Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, станет одним из самых заметных в мире. Не случайно прима-балерины и премьеры лучших театров Европы, Америки и Азии с удовольствием принимают приглашение выступить на Нуриевском фестивале, а потом не упускают случая станцевать на казанской сцене вновь. Фестиваль собирал под сенью своих пенат Владимира Васильева и Екатерину Максимову, Ирека Мухамедова и Надежду Павлову, Ульяну Лопаткину, Викторию Терешкину, Наталью Осипову, Юргиту Дронину, Анаис Шелендер, Дениса Матвиенко, Ивана Васильева, Матиаса Эйманна, Мэтью Голдинга, Николая Цискаридзе и многих других, кто вошел в историю мирового балетного искусства или творит её в настоящее время.
Нуриевский фестиваль – это не только лучшие балетные артисты, но и новые постановки. Программу открыл спектакль «Carmina Burana, или колесо Фортуны» на музыку кантаты Карла Орфа «Carmina Burana» (в переводе с латинского – «Песни Бойерна»). Автор идеи и хореографии Александр Полубенцев (Петербург), не рискнув назвать свое детище балетом, окрестил его «театральным действом, сочетающим музыку, слово, вокал, танец и визуальный ряд». Главные темы, заложенные в литературных текстах кантаты, которые хореограф в сотрудничестве со сценографом Марией Смирновой-Несвицкой (Санкт-Петербург) пытался передать в спектакле, - тайны любви, рождения и смерти, непостоянство удачи и богатства, радость от весеннего пробуждения природы и груз одиночества, а главное, неминуемость власти судьбы, милующей или казнящей.

Начинается «Колесо Фортуны» с того, что на затемнённой сцене высвечивается прямоугольник, на котором из морской видео-пены под крики видео-чаек появляется не Афродита, как можно было бы предположить, а некий Странник (премьер казанской труппы Нурлан Канетов). Его глазами, надо понимать, и будут видеться события действа. Даже не столько события, сколько отдельные сценки. Но развития образ Странника не получает, как, впрочем, и всё в спектакле. Жених (тоже Нурлан Канетов) и Невеста (прима-балерина Татарского театра Кристина Андреева) уже имеют ребенка (Милан Салахов и Алмаз Арукаев), что очень современно, конечно, но хореографический язык для этих великолепных солистов хореограф создал весьма скудный. Впрочем, богатством хореографии не отличается вся «Фортуна» – те же бесконечные пробежки из ранее поставленной Полубенцевым в Татарском театре «Дамы с камелиями», спортивные прыжки и избыточное валяние-сидение артистов на сцене. Причем, всё это разрозненно, без какой-либо связующей нити. Гротескно-опереточный Гитлер (Максим Поцелуйко и Артем Белов) появляется под кадры кинохроники, где он настоящий и опасный. Постоял и ушёл. А зачем тогда приходил? Непонятен смысл пародии на народные танцы, исполнявшиеся во вроде как украинских костюмах, - привет мятежной Украине? Хореография спектакля намного ниже уровня высококлассной казанской труппы, но особо «восхитителен» «танец» бомжей во втором акте, выражающийся в том, что артисты в костюмах современных обитателей помоек ходят по сцене и собирают валяющиеся на ней настоящие консервные банки и пластиковые бутылки. Это, на мой взгляд, уже спорит с эстетикой балетного искусства.

Почему Судьба, названная в спектакле именем римской богини Фортуны (Алина Штейнберг), имеет облик девицы лёгкого поведения в рыжем кудрявом парике с карикатурной золотой короной и вульгарным накладным бюстом? Правда, маска на затылке балерины, изображающая кислую гримасу, несколько исправляет визуальный образ, но ответа на вопрос «почему?» не даёт. А что означает костюм пчелы с фиолетовым плащом, на котором нарисована паутина и какой-то жук с крестом на спине (в него по ходу действия переодевается Судьба)? Здесь, в непроходимых дебрях фантазии постановщиков, абсолютно теряется смысл облика главного персонажа спектакля. Ярки и убедительны были сопрано Наталья Краевски (Петербург) в роли богини цветов Флоры и солист Татарского театра баритон Юрий Ившин, на долю которого пришлось сразу четыре образа: Искусителя, Проповедника, Священника и Бога изобилия. Но главным героем постановки оказался хор, для которого, собственно, Орф и создал «Кармину». Несмотря на то, что у Полубенцева хор играет роль живых декораций, отодвинутых к заднику сцены, чтобы, надо полагать, не мешал действу, и, разделённый на два фланга, почти всё время стоит в темноте, не видя или плохо видя дирижёра (Андрей Аниханов, Ростов-на-Дону), артисты хора проявили высшую степень профессионализма, отточенного под руководством главного хормейстера Татарского театра Любови Дразниной, и исполнили кантату так, словно пели для самого композитора.

Одним из «гвоздей» фестиваля стал балет «Золотая Орда», мировой премьерой которого Татарский театр открыл прошлый сезон. Снискавшая лавину восторгов ещё при первом показе и уже по праву отмеченная театральной премией Республики Татарстан «Тантана» («Триумф») в главной номинации «Событие года», «Орда» в недалеком будущем должна покорить мир так же, как в своё время его покорил «Спартак» Юрия Григоровича. Недаром этим балетом заинтересовался канал «Mezzo». «Золотая Орда» - большой двухактный сюжетный балет, созданный по заказу Татарского театра оперы и балета, что само по себе большая редкость в наши дни. Музыку «Орды» написала татарский композитор Резеда Ахиярова, а либретто – Народный поэт Татарстана Ренат Харис. Бесконечно разнообразную, красивую и сложную хореографию придумал Георгий Ковтун (Петербург), а пышные декорации и костюмы – Андрей Злобин и Анна Ипатьева (Киев). Поскольку в труппе Татарского театра завидное количество превосходных солистов-мужчин, то балет изобилует мощными групповыми и сольными мужскими танцами, а главных мужских партий – целых шесть, и каждая из них требует от солиста очень высокого мастерства и глубокого психологизма: Визирь, Нурадин, дух хана Батыя, Мурза, Токтмыш и Тимур. Не забыта и прима-балерина Татарского театра Кристина Андреева, которая может украсить собой любую, самую знаменитую балетную сцену мира, – для неё создана партия Джанике, дочери хана Золотой Орды Токтамыша. Спектакль «Золотая Орда», роскошная и зрелищная постановка, в которой счастливо сочетаются музыка, либретто, хореография и исполнение, сильна еще и тем, что в ней участвует хор, придающий ей дополнительную художественную мощь (хормейстер Нурия Джураева, дирижер Ренат Салаватов).

Но казанский фестиваль не случайно носит имя Рудольфа Нуриева – в его программу традиционно включаются классические балеты, в которых прославился великий танцовщик и которые составляют основу репертуара практически каждой серьезной балетной труппы: «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Баядерка». В этот раз особенно ждали «Жизель» с прима-балериной Большого театра и Театра Ла Скала Светланой Захаровой в главной партии и Сергеем Полуниным (Альберт), в недавнем прошлом премьера Ковент-Гардена, а сейчас – Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Жизель оказалась такой проникновенно-искренней в первом акте и такой трагически отчуждённой во втором, что не было в зале человека, которого не захватила бы её история и не восхитили бы нереальная легкость и виртуозность балерины. Под стать Жизели оказался и Альберт в исполнении Полунина, подтвердившего статус солиста экстра-класса. Ольга Сизых, коллега Полунина по Театру имени Станиславского, непередаваемо элегантно и воздушно исполнившая властную волшебницу Мирту из потустороннего мира, потрясла публику совершенной техникой па де буре. А прекрасный кордебалет казанской труппы удостаивался аплодисментов не только в «Жизели», но и в других спектаклях, где велика его художественная функция – в сцене «Теней» в «Баядерке», в «Сне Дон Кихота» в «Дон Кихоте» и, конечно, в белых сценах в «Лебедином озере». Кстати, в «Лебедином» Одетту-Одиллию танцевала прима-балерина Ковент-Гардена Роберта Маркес, обладающая высокой техникой. Но маленький рост, недостаточно длинные для Королевы лебедей руки, круглая голова и по-детски аппетитные щечки не соответствовали эстетике образа, принятого в российских театрах, поэтому Маркес невыгодно выделялась на фоне обладающих красивыми линиями и пропорциями «лебедей» кордебалета.

Зато стопроцентным «попаданием» в образ отличились женственная, кокетливая и огневая кубинка Адиарис Алмейда (Китри в «Дон Кихоте»), поразившая фантастической техникой и тройным фуэте, которое способны делать считанные балерины, и её партнер, американец Джозеф Гатти (Базиль), в недавнем прошлом являвшиеся украшением Бостонского балета, а сейчас весьма востребованные в мире свободные художники. В «Баядерке» солист Мариинского театра кореец Кимин Ким сразил наповал невероятно высокими прыжками и уникальной способностью, игнорируя законы гравитации, зависать в воздухе.

Гостем фестиваля стал Дортмундский балет (Германия), показавший два спектакля: «Сказки Венского леса» на музыку Иоганна Штрауса и Альбана Берга в хореографии Син Пэн Ванга и одноактные балеты «Фортепианные пьесы» в хореографии Дугласа Ли,  Головокружительное упоение точностью» Уильяма Форсайта и «Кактусы» (хореограф Александр Экман) и давший казанской публике возможность познакомиться с новыми течениями в современном искусстве танца. Нуриевский фестиваль, на который уже не впервые приезжают зрители из разных городов и стран, в очередной раз дал возможность увидеть, каким разным может быть балетное искусство и балетные постановки, сравнить творческие индивидуальности выдающихся танцовщиков и «почерк» хореографов. Но главное – снова и снова доказал торжество великого искусства классического балета,в области которого мы всё ещё «впереди планеты всей». 

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля