Пресса

30.04.2016

С Шаляпиным в сердце

Автор: Людмила Лаврова
СМИ: Журнал «Musicum» № 3, 2016

С Казанью, объединяющей богатые культурные традиции европейской и азиатской цивилизаций, самым тесным образом связаны детство, юность и становление Фёдора Ивановича Шаляпина. И не случайно, что именно здесь, благодаря зародившемуся в 1982 году фестивальному оперному движению, имя великого баса обрело второе рождение: директор Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, обладающий даром культурного провидения, задумал провести в тогда весьма провинциальной Казани (это сейчас она расцвела и стала третьей столицей России) оперный фестиваль.  Как всегда у Рауфаля Сабировича, сказано – сделано. Фестиваль со временем обрел статус всесоюзного, а затем и международного. И именем кого, как не Шаляпина, было назвать смелое детище! 

За тридцать четыре года своего существования Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина стал одним из  культурных брендов не только Татарстана, но и России.  Поскольку по замыслу Рауфаля Мухаметзянова, Шаляпинский фестиваль – это фестиваль голосов, то в нём принимали участие выдающиеся певцы современности и недавнего прошлого: Ирина Архипова и Ирина Богачева, Мария Биешу и Булат Минжилкиев, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава, Дмитрий Хворостовский, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Рене Папе и многие другие. И сегодня выступить в спектаклях фестиваля считают честью крупные оперные имена России и мира. В фестивальных программах, в которые традиционно включаются оперы из шаляпинского репертуара и последние премьеры Театра имени Джалиля, представлены, как правило, собственные постановки, но главные партии в них исполняют солисты, поющие на лучших сценах мира. Благодаря фестивалю в Казани появился памятник Ф. И. Шаляпину, который жители города считают единственным в мире. Кстати, имя Мусы Джалиля Татарский оперный тоже носит не случайно. Известный поэт, геройски погибший в фашистских застенках, в 1939-1941 годах работал в этом театре заведующим литературной частью. А его подвигу в годы Великой Отечественной войны посвящён памятник, установленный рядом со входом в Казанский кремль.

С оперным искусством казанцы впервые познакомились в 1791 году, когда в гимназическом театре Первой мужской гимназии стали давать не только драматические, но и оперные спектакли. А в 1851 году в Казани впервые выступили профессиональные оперные артисты: на гастроли приехала группа итальянских певцов во главе с Амалией Корбари. Гастроли прошли в только что построенном каменном здании театра. 
В 1874 году антрепренер, «собиратель русской сцены», Петр Михайлович Медведев сформировал постоянную оперную труппу с солистами, хором, оркестром и балетной группой и 26 августа представил казанской публике оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Эта дата – 26 августа 1874 года – и является точкой отсчета постоянных оперных сезонов в Казани.

Александр Александрович Литвинов – скрипач, дирижер, педагог, директор Музыкального техникума, в 1921 году «подхватил» казанское оперное дело и вёл его по 1933 год. В этот период под руководством Литвинова было поставлено двадцать опер. Спектакли шли в Театре имени Тинчурина, Качаловском и Алафузовском театрах, летнем театре сада «Эрмитаж».

Возведение Татарского государственного оперного театра началось в 1936 году по проекту московского архитектора Николая Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внёс в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра растянулось на 20 лет.

В 1934 году при Московской консерватории с целью подготовки исполнительских и композиторских кадров  для казанского театра была создана Татарская оперная студия, закончившая свою работу четыре года спустя. Студийцы вернулись в Казань, а 17 июня 1939 года Татарский государственный оперный театр открылся премьерой оперы Назиба Жиганова «Беглец». К слову, другая опера этого композитора - «Джалиль» существует в репертуаре и поныне.

Завершившаяся около 10 лет назад капитальная реконструкция театра подчеркнула изумительную красоту его интерьеров и позволила оснастить сцену новейшим оборудованием, дающим возможность выпускать сложнейшие постановки. В отличие от большинства оперных театров, в казанском театре парадные лестницы - две. Беломраморные, с широкими перилами, украшенные светильниками под старину, покрытые ковровыми дорожками, они словно настраивают на встречу с прекрасным. А постановки в Татарском оперном - хотите верьте, хотите нет - прекрасные почти все. Вот и на Шаляпинском фестивале-2016, который проходил целых 20 дней, было показано много блистательных спектаклей. 
13 февраля, в день рождения Федора Шаляпина, по фестивальной традиции давали «Бориса» Годунова» Модеста Мусоргского в раритетной постановке Большого театра, перенесенной на казанскую сцену в редакции Михаила Панджавидзе (дирижёр – Василий Валитов, Новая опера).  Этот спектакль  - крупный алмаз в бриллиантовой короне фестиваля, которых сейчас уже почти никто не производит: дивные писаные декорации и костюмы, выполненные Виктором Немковым и Людмилой Волковой по эскизам Федора Федоровского (1883-1955), высокохудожественный «исторический» реквизит и общая атмосфера «настоящести» происходящего.  Открывается занавес, и мы видим сияющие на  солнце, словно озаренные Богом, золотые купола соборов московского кремля, затем по ходу действия на сцене появляются царский терем, Сандомирский замок, погруженный в великолепие цветущего сада, Грановитая палата…   Бориса исполнял Михаил Казаков (Большой театр), начинавший свою оперную карьеру в Казани и оттого особо любимый местной публикой. Но любовь не бывает на пустом месте. Казаков, обладающий замечательным певучим басом, еще и артист отличный. В финале спектакля Михаил так сыграл (и спел, конечно) предсмертную сцену царя Бориса, что у зрителей создалось впечатление, что всё происходило с ними в реальной жизни. 

 «Аида» Джузеппе Верди (дирижёр Стефано Романи, Италия), по словам режиссёра-постановщика Юрия Александрова (Санкт-Петербург),  «чудо погружения в прекрасные, чуждые повседневной реальности миры и исторические эпохи, где обитают герои, которых так не хватает нынешним временам. И, тем не менее, этот спектакль о нас, живущих сейчас, сегодня. О людях, которым по-прежнему  дороги такие понятия, как верность, благородство, любовь». Чудо погружения, помимо режиссера, создали художник-постановщик, он же художник по костюмам москвич Виктор Герасименко (здесь и роскошные египетские храмы, и плывущая по ночному Нилу затейливая лодка, и гигантские скульптуры египетских кота и кошки, и много других сценографических красот) и, конечно, великолепные солисты (Оксана Крамарева – Аида, Ирина Долженко – Амнерис, Адмед Агади (Радамес).

В «Евгении Онегине» (режиссер Михаил Панджавидзе, художник-постановщик Игорь Гриневич (1952-2012), дирижёр Ренат Салаватов) героем вечера был Василий Ладюк из Новой оперы (Онегин), а недавняя премьера театра - Месса си минор «Даруй нам мир» И.С. Баха (идея, хореография и постановка Владимира Васильева) – героиней фестиваля.
Изысканным «десертом» стал концерт Альбины Шагимуратовой, певицы, прочно  занявшей место на мировом оперном небосклоне.  Альбина открыла программу татарской народной песней  «Воды реки Сакмар», исполненной a capella. Затем прозвучали арии из опер и «Соловей» Алябьева, принятые публикой на многократное «ура!». У Шагимуратовой всё работает на образ, а далеко не каждый солист даже международного масштаба так органично сочетает в себе прекрасный вокал и погруженность в драматургию произведения. Достойными знаменитой солистки партнерами в концерте с ней выступили Василий Ладюк, Сергей Скороходов (Мариинский театр), хор и оркестр Татарского театра под управлением Рената Салаватова и Стефано Романи.

В «Набукко» Верди (постановка Дени Криефа (Италия),  сценограф Андрей Злобин (Киев), художник по костюмам Анна Ипатьева (Киев), дирижер Марко Боэми (Италия) вновь блистал Михаил Казаков (Захария), а также восхитительный хор Татарского театра (главный хормейстер Любовь Дразнина). Недаром «Набукко» называют хоровой фреской, где действие развивается от хора к хору и любой поворот сюжета получает "оценку" хора. Все это делает роль хора главенствующей, а этой с ролью хор театра справился образцово.  На электронных титрах всегда указывается имя главного хормейстера - Татарский театр имени Джалиля ценит все свои таланты. А таланты – как цветы: их поливают, и они расцветают. И это – одна из важнейших составляющих Шаляпинского фестиваля.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля