Пресса

02.02.2016

Казанская опера почти выполнила условия Джузеппе Верди

Автор: Татьяна Мамаева
СМИ: Реальное время

Накануне в Татарском академическом театре оперы и балета им. М. Джалиля открылся Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, проходящий в столице Татарстана в 34-й раз. Что приготовили в театре для меломанов в этом году и как прошел первый фестивальный спектакль, наблюдали корреспонденты «Реального времени».

Самый исполняемый – Верди
Несмотря на кризис, на Шаляпинском фестивале этого года можно будет слышать более 50 солистов и дирижеров из девяти стран мира. Если же говорить собственно о фестивальных спектаклях, то самым исполняемым композитором оказался Джузеппе Верди – вчера был дан его «Трубадур» в постановке режиссера из Америки Ефима Майзеля. На очереди «Травиата», «Риголетто», «Аида» и «Набукко».
Что касается афиши, она несколько отличается от фестивальных афиш прошлых лет. Одна из новаций – гала-концерт этого года готовят участники молодежной программы Большого театра, постигающие сложности вокального мастерства под руководством одного из лучших российских педагогов Дмитрия Вдовина.
Также в рамках фестиваля пройдет сольный концерт все более и более укрепляющей свои позиции на оперном Олимпе Альбины Шагимуратовой. Любопытно, что Шагимуратова будет выступать не с симфоническим оркестром, а под аккомпанемент блестящего пианиста Бориса Березовского. Как будут сосуществовать в одном музыкальном пространстве две такие яркие звезды, – в этом есть интрига.

Кроме этого, итальянская опера представлена «Севильским цирюльником» Джоакино Россини и «Турандот» Джакомо Пуччини. Сегодня на фестивале день русской оперы, публика услышит концертное исполнение «Пиковой дамы» Петра Чайковского. «Пиковая дама» — очередная полномасштабная премьера казанской оперы, уже на будущем фестивале работу петербуржца Юрия Александрова сможет оценить публика.
Кроме «Пиковой дамы» творчество Чайковского представлено «Евгением Онегиным». Ну а 13 февраля, в день рождения Шаляпина, традиционно дают «Бориса Годунова» с солистом казанской оперы и Большого театра Михаилом Казаковым в заглавной партии. Кстати, в день рождения великого баса и нашего земляка в Богоявленском соборе Казани, где когда-то крестили Шаляпина, будет отслужена панихида в память о рабе Божьем Федоре. И традиционно к подножию памятника певцу лягут цветы.
И еще одно необычное для оперного фестиваля событие – это синтетический спектакль «Даруй нам мир» на Мессу си минор Баха в постановке великого танцовщика и балетмейстера Владимира Васильева, где гармонично сочетаются хореография и вокал.
Мы были первыми
Одна из характерных черт Шаляпинского фестиваля – стабильность. Придуманный более четверти века назад директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, фестиваль в Казани положил начало фестивальному движению в бывшем СССР. Даже знаменитые «Звезды белых ночей» моложе Шаляпинского. Театральные менеджеры быстро сообразили, что фестиваль – прекрасный способ познакомить публику с новыми исполнителями и таким образом привлечь людей в залы.

Вчерашнее открытие фестиваля, который проходит при поддержке президента РТ Рустама Минниханова и министерства культуры РТ, шло традиционно. С жаждущими лишнего билетика у входа в театр, с переполненным залом и фланирующей в фойе нарядной публикой. Публика не была скупа на аплодисменты во время действия, а в антракте отдавала должное шампанскому и игре струнного квартета Захара Штейнберга.
Без ангелов
Премьера «Трубадура» состоялась в сентябре минувшего года, хронологически это последняя премьера театра и первая в текущем сезоне. Ее постановщик Ефим Майзель, уже много лет служащий в качестве ассистента в «Метрополитен-опера», — выходец из недр петербургской школы оперной режиссуры. Отсюда обстоятельность в психологических мотивировках персонажей, четкая работа с мимансом.
Пожалуй, кроме Леоноры (Мария Пахарь, солистка музыкального театра К. Станиславского и В. Немировича-Данченко), в спектакле Майзеля нет безгрешных. И Азучена (Дина Хамзина, Астана-опера), и граф ди Луна (Эвез Абдулла, Германия) одержимы местью. Втянут в эту запутанную историю и Манрико (Георгий Ониани, Германия). По словам режиссера, он хотел показать, что зло, даже на первый взгляд справедливое, может родить только зло. Насилие никогда не приведет к миру и гармонии. Достаточно актуальная мысль для нашего времени, и она была решена Мазелем в «Трубадуре».

Сам Верди говорил, что для успеха этой его оперы нужны четыре условия: это хороший тенор, хороший баритон, хорошая сопрано и хорошая меццо-сопрано. Во вчерашнем спектакле все бы срослось, если бы не болезнь тенора Георгия Ониани. О том, что певец нездоров (что поделаешь, солистов тоже косит грипп и ОРЗ), было объявлено в антракте, и публика отнеслась к этому сообщению с пониманием.
Трагическая, с элементами мистики постановка Майзеля, где языки пламени в видеопроекции на заднике пожирают тело цыганки, а стены замков мрачны и таинственны, — образец цельного спектакля, созданного с уважением к композитору. Режиссеру удалось раскрыть фантастически красивые переходы музыки Верди, когда трагический фрагмент сменяется лирической стихией, где хоры стройны и гармоничны.
Болезнь тенора, конечно, досадна, но она не испортила общего впечатления от спектакля, и можно, вероятно, сказать, что уже с первого вечера Шаляпинский фестиваль взял высокую планку.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля