Пресса

16.05.2015

Браво, «Дон Кихот»!

Автор: Лика Исаева
СМИ: Комсомольская правда
Дата: 16.05.15
Источник: http://www.kazan.kp.ru/daily/26382.7/3260246/ 

Обновленная постановка классического спектакля стала премьерой-неожиданностью для любителей танца. Открытие XXVIII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева для Казани – большой праздник. С тех пор, как у фестиваля появилось имя Рудольфа Нуриева, этот фейерверк танца стал визитной карточкой для столицы Татарстана. И танцевать на сцене Театра оперы и балета имени Муссы Джалиля – великая честь для ведущих танцоров с мировыми именами. Фестиваль открыли обновленным спектаклем «Дон Кихот». Ставший уже классикой, балет-комедия за время своего существования несколько раз менялся. Одно время герой, давший спектаклю своё имя – испанский идальго Дон Кихот, был словно декоративный элемент – невзрачен и невнятен. Не было акцента и на смешного, простодушного толстяка-оруженосца Санчо Панса. Художественный руководитель казанской балетной труппы Владимир Яковлев решил «обновить» постановку. Благодаря его видению и на радость зрителей, Дон Кихот (Глеб Кораблев) стал одним из центральных персонажей спектакля, а без забавного толстячка Санчо Панса (Фаяз Валиахметов) уже немыслим сам балет. Хотя бы на казанской сцене. В новую постановку введен образ Дульсинеи. Возлюбленная идальго предстает перед нами как видение Дон Кихота, его мечта, призывающая его на подвиги. Ведомый ее напутствием, дворянин отправляется в странствие, прихватив с собой кривоногого растяпу Санчо. Колоритный деревенский простачок – нечист на руку. Попав в незнакомый город, он крадет у трактирщика рыбу. На помощь своему оруженосцу приходит Дон Кихот, примирив горожан с жуликоватым Санчо. Некоторое время спустя новые друзья раскачали его на ковре так, что Санчо выделывал в воздухе акробатические кульбиты, вызвав смех в зале и восхищение зрителей. Те, кто видел 5 лет назад в Казани прежнюю постановку «Дон Кихота», были приятно удивлены, что «премьера» балета показалась им абсолютно новым спектаклем. Введены жанровые, бытовые сценки на площади, где смогли блистать юные звездочки – учащиеся Казанского хореографического училища. Изменена и сцена в цыганском таборе – конфликт произошел на почве любви: невеста-цыганка не любит своего жениха-барона, оттого и просит защиты у Дон Кихота, припав к его ногам после своего танца. Так что не меркантильность заставила идальго пойти на конфликт с цыганами, а любовь. Если это – Испания, то где же горячие страсти под стук кастаньет? Яковлеву удалось сочетать классического «Дон Кихота» с классикой народного танца испанцев - фламенко. Стук кастаньет нисколько не нарушил восприятие спектакля. Напротив, этот танец воспринимался как естественное сопровождение страстей, кипящих на сцене. Ведь то, что танцевали ведущие артисты, можно назвать только страстью и душой балета. Тем более, что танцевала Китри настоящая «Душа танца» казанская прима Кристина Андреева, удостоенная в прошлом году этого титула. Легкая, пластичная и безумно артистичная Андреева испепеляла одним только взглядом подружек, рискнувшим пококетничать с Базилем. Каскад ее фуэте не оставил равнодушных в зале – Андреевой кричали «Браво» так долго, что продолжить спектакль сразу не удалось. Дуэт Андреевой-Кимина Ким (Базиль), солиста Мариинского театра, оказался настолько азартным и гармоничным, что они смотрелись единым целым. Кимин в Казани уже танцевал Солора в «Баядерке» год назад, так же на фестивале Нуриева, оттого и встречали его прыжки и пируэты любителя балета с особым удовольствием. Приятной неожиданностью стал комедийный дар танцовщика – в сцене «самоубийства» он вызвал смех в зале, комично примеряясь, куда упасть, сраженный бритвенным станком. Перемены произошли в художественном оформлении спектакля – на заднике демонстрировались «живые» видеодекорации. По традиции, во второй день фестиваля балет «Дон Кихот» будет показан еще раз.

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля