Пресса

16.05.2015

Кино для "Дон Кихота"

Автор: Айсылу Кадырова
СМИ: "Вечерняя Казань"
Дата: 16.05.15

Обновленной версией балета Минкуса «Дон Кихот» открылся вчера в Казани XXVIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Волшебство новогоднего карнавала, немое кино и приглашенная танцовщица фламенко - вот самые яркие нововведения в спектакль, которые придумали балетмейстер Владимир Яковлев и художник Виктор Герасименко. 

В прежней версии казанского «Дон Кихота» заглавный герой начинал спектакль на узкой полосе затемненной авансцены, в новой - в просторнейшем (во всю ширь и глубину сценической площадки) кабинете. Центральная стена этого кабинета уводит зрителей из мира балета в мир кино: она представляет собой экран, на который проецируются видеоизображения высоких окон и того, что происходит за окнами. За правым, например, стоит гнедой конь. Он потряхивает гривой, моргает, жует травку. Настоящий конь, но только в видеозаписи. 

Очаровательные кадры «немого кино» оживляют балет: высоко в небе периодически пролетают настоящие птицы, ветер колышет листья пальм, а вот летят в воздух пенные брызги морских волн. Документальными съемками постановщики не ограничиваются. В видеопроекциях Даниила Герасименко прекрасная Дульсинея в белоснежных одеждах эффектно сидит на облаках, потом взмывает ввысь и внезапно распадается на тысячи снежинок...

Трансляция "кино" не только вытеснила из балета Минкуса декорации старого образца. Она еще и «съела» освещение сцены. Прежняя версия «Дон Кихота» славилась ярким, мягко льющимся светом. В обновленной постановке свет стал тусклым и колючим. 

Хореографическую основу спектакля - танцы Петипа и Горского - балетмейстер Владимир Яковлев оставил без изменений. «Я не столько балетмейстерски, сколько режиссерски редактирую этот спектакль», - говорил он в интервью «Вечерней Казани» в начале мая. Собирался «усилить драматургическую линию Дон Кихота», который раньше «был персонажем незначительным и невнятным». Пожалуй, эта задача удалась: у Дон Кихота нового образца (Глеб Кораблев) стали понятнее мотивы поступков. В странствия по свету заглавного героя казанского спектакля теперь толкает безобидный бред - повторяющиеся видения-вспышки Прекрасной Дамы, Дульсинеи. А до бреда доводит - такое складывалось впечатление, неугомонный, вертлявый, излишне суетливый и подозрительно жизнерадостный Санчо Панса (Фаяз Валиахметов). 

Среди удачных режиссерских находок Владимира Яковлева - эпизоды с мальчишками (учащиеся Казанского хореографического училища), которые старались копировать пляски тореадоров. Играющий на скрипке цыган (в сцене табора). Вставной номер «Фламенко» (в сцене свадьбы), его блестяще исполнила Анна Федорова - специально приглашенная танцовщица. Под ритмичное сопровождение кастаньет и пальмас (хлопков) она танцевала свободно, страстно, пленительно. Длилось это совсем недолго, но достаточно для того, чтобы вдруг почувствовать дух подлинной Испании. 

От главных героев в «Дон Кихоте» - дочери трактирщика Китри и цирюльника Базиля - зрители обычно ждут актерской раскрепощенности, ликующей радости, заразительной легкости. И искрящейся симпатии друг к другу. Лучшая казанская балерина Кристина Андреева (Китри) и безупречный Кимин Ким (Базиль) из Мариинского театра демонстрировали умение танцевать легко. И уважение друг к другу: так вежливо, но с ощутимой дистанцией и осторожностью строят отношения какие-нибудь «друзья по переписке», а не азартные влюбленные. Хрупкой Андреевой без видимых усилий удаются двойные и даже тройные фуэте, у нее впечатляющий апломб (умение стоять на одном пуанте без дополнительной опоры). У субтильного Кима изящные вращения, отличный шаг, бесшумный и высокий прыжок. Прекрасные данные для танца темпераментного, зажигательного. Однако оба артиста убедительнее выглядят в лирическом и романтическом репертуаре. 

Андреева прекрасно дала это понять в самой изысканной картине обновленного балета - «Сне Дон Кихота». На фоне причудливых деревьев пепельного цвета, в окружении «акварельных» дриад и златокудрых амурчиков балерина в образе благонравной Дульсинеи, казалось, нашла настоящую себя. Традиционно конкурирует в этой картине с Дульсинеей Повелительница дриад. Дебютировавшая на казанской сцене Екатерина Чебыкина (Мариинский театр) более чем достойно выдержала эту конкуренцию. 

В финале казанского «Дон Кихота», после сокращенного Grand pas, появились новогодние спецэффекты: на сцену вылетело множество разноцветных бумажных лент. Это было похоже на необычный фейерверк. Ленты выписывали в воздухе сотни «кардиограмм» и медленно-медленно падали. Невозможная, остающаяся в памяти красота. 

Возврат к списку

Блог ТАГТОиБ им М.Джалиля